Консультация
для родителей
«Самостоятельность
ребёнка. Её границы»
Я
сама помыла ручки
И
сама надену брючки.
Уложила
в койку мишку
И
на лбу набила шишку
Утром
я поела кашку
И
сама помыла чашку.
Можно
я сложу игрушки
И
пойду играть к подружке?
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах
ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем
ребенку помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни,
воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся
выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать
их в этом.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности
детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе
образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого,
насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во
многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего
школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует
развитию его личности в целом.
Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только
действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на
уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда
мы получаем эффект развития.
Cегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не
ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы
овладевает некоторыми способами действия. Самостоятельность ребёнка в
деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей,
определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а
не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Cамостоятельный
ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
Проблема
формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых
актуальных.
Волевые
качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их
воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в
коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться
такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих
силах, настойчивость, выдержка.
Самостоятельность
обеспечивает:
Формирование
самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом.
Отличительной
особенностью самостоятельности детей старшей группы является ее
организованность. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать
по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного
возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее
выполнять порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями
старших.
Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще упражнять в
трудовых действиях; неуверенного надо поддержать, убедить, что неудача
временная, и если постараться, то всё получится. Робких, безынициативных нужно
чаще ставить в такие условия, когда они сами должны будут находить выход из
создавшегося положения, проявлять самостоятельность. Детей, постоянно
стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации, в которых они
оказывались бы в подчинённом положении, объединять для работы с теми, кто умеет
не только трудиться, но и быть хорошим организатором.
Чтобы дети старшего дошкольного возраста научились по собственной инициативе
находить применение своим силам, следует на первых порах давать им
конкретные задания, поручения, например, вылить воду из мыльниц и
положить просушить, стереть пыль со шкафов, вымыть комнатные растения. Такие
задания нужно давать детям до тех пор, пока они не научились выполнять их
самостоятельно. В дальнейшем руководство ребят должно состоять в том, что
взрослый, не приказывая им прямо, но учитывая их знания, умения, опыт,
побуждает их самих подумать, что и как нужно сделать. Так у детей формируется
наблюдательность, сообразительность, внимательность.
Необходимо учить дошкольников в процессе труда общаться спокойно, дружелюбно,
вежливо не только при взрослых, но и в их отсутствие. Дети должны уметь
контролировать свое поведение, оценивать поступки, доброжелательно и правильно
на них реагировать. Взрослый постоянно напоминает, как нужно себя вести,
объясняет, выносит порицания. Но следует помнить, что нравоучительными беседами
на этические темы злоупотреблять не следует, так как это вызывает у детей
негативное отношение к взрослому. Лучше использовать положительные примеры
поведения детей, художественную литературу.
Дети
старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:
1.
Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой;
мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
2.
Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
3.
Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки),
салфетки для хлебницы и т.п.
4.
Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду
после завтрака.
5.
Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
6.
Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать
варёные овощи для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и
чистить ягоды.
7.
Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с
верёвки небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать
хлеб, принести, отнести вещь, поднять упавшую.
8.
Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
9.
Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть,
спеть песенку, прочитать наизусть стихотворение).
10.
Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.
Комментариев нет:
Отправить комментарий